Близость метро перестала взвинчивать стоимость недвижимости в Подмосковье
Химки, Мытищи, Люберцы, Котельники и Молотов – именно эти города в Московской области в глазах экспертов вырвались в лидеры по потенциалу транспортной инфраструктуры ближайших лет. На практике это означает, что добраться до российской столицы (ориентир – МКАД) отсюда будет проще и быстрее всего, а в самих городах идет реконструкция автодорог и строятся надземные и подземные станции метрополитена.
В то же время цены на квадратные метры в этих точках Подмосковья если и возрастут, то несущественно: девелоперы активно вводят в эксплуатацию новые объекты, предложение растет, а количественный спрос имеет слабо отрицательную динамику. И это может стать первым прецедентом в сегменте недвижимости России, когда близость метро и улучшенная транспортная развязка не приведут к удорожанию жилья.
«Близость метро» как категория с 2015 по 2019 годы приобретет для данных городов Подмосковья более конкретный смысл: за этот период каждый из названных городов обзаведется своей станцией наземного метрополитена. И уже непосредственно по факту сдачи новых станций в эксплуатацию цена в пределах 10% подняться может: сейчас у всех вызывают сомнения заявленные сроки строительства, переставшие быть ориентиром. Зато готовые станции метро вблизи жилья всегда котируются.
На примере строительства метро в Люберцах можно рассмотреть конкретику цифр. Станция подземного метро «Некрасовка» появиться должна к 2015 году. Сегодня же до МКАД отсюда можно добраться за 7-10 минут (зависит от загруженности дороги). В 2012 году скачок цен на местную недвижимость здесь составил 13% против 4% по Подмосковью в целом. Т.к. именно в этом году были начаты активные работы по строительству станции, то аналитики связь между событиями даже не ставили под сомнение. Но за текущий период 2013 года стоимость жилья в новостроях подорожала на 7% - темпы роста сократились и сравнялись с ускорившимися подмосковными. Казалось бы, ввод в эксплуатацию станции «Некрасовка» приближается, сроки ничто пока не срывает, но пропорциональной ситуации дороговизны квадратных метров нет. И этот случай единичным не является.
Для застройщиков в Подмосковье главной задачей остается получение разрешительных документов на участок под будущее строительство. Строить здесь умеют, со спросом проблем нет, а объемы сегмента вынуждают оперативно реагировать на любую рыночную динамику. Для девелопера технически нет разницы, придется ли возводить здание вблизи или вдали от будущей станции метро. Да и на смете расходов девелопера это никак не отразится. А вот планы по проведению этих станций – совсем не военная тайна, так что остается лишь активизировать усилия на приоритетных участках.
Деятельность агентств недвижимости Москвы в эту схему полностью вписывается: им куда важнее оперативнее продать объект, чем пытаться получить большую маржу. Предложение квартиры вблизи от метро без необходимости переплачивать значительную сумму – это важное конкурентное преимущество, которое окончательно устраняет причины для сильного роста цен.
Измениться ситуация может на этапе насыщения рынка, как это не парадоксально. Насыщение возможно со стороны предложения, а не спроса. Но когда оно будет? Явно не в ближайшие годы, а, возможно, что и не в ближайшее десятилетие. Просто сейчас не то время, чтобы пытаться предугадать все нюансы в сегменте недвижимости на такой период.
Накануне главного праздника весны - 8 марта, Игорь Орлов лично поприсутствовал на открытии детского сада в областном центре Архангельска на улице Добролюбова, 19.
< Предыдущая | Следующая > |
---|